Кавалерия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), конница, род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

 

 

Рыцарский музей

Бронзовой статуе подобный

 
Главная
Рыцарский музей

В свое время итальянский историк Франко Кардини весьма доказательно написал о том, что западноевропейское средневековое рыцарство было подготовлено всем ходом исторического развития задолго до своего реального появления. И это действительно так.

Применительно к оружию и доспехам можно сказать, что все, что использовали рыцари в Средние века, возникло задолго до них самих. Так длинные мечи, ставшие символом рыцарства, были известны на территории евразийских степей еще в скифо-сарматское время. Сфероконические шлемы — столь характерные для богатырей Руси, носили еще древние урарты и ассирийцы. Длинными копьями в конной атаке пользовались сарматы, аланы и гетайры Александра Македонского. А закрытые всаднические шлемы с забралом-маской носили и римские всадники. Первые доспехи из металлических пластин использовали еще в государствах Шумер и Аккад, а цельнокованые латы и круглые усиленные металлом щиты очень хорошо известны по фигурным греческим вазам, изображавшим афинских и спартанских гоплитов. Характерной формы шлем, названный коринфским, использовался все теми же греками и... практически точно такой же, только стальной, применялся и в Средние века под названием барбют, причем носили его не только облаченные в доспехи простые пехотинцы, но и рыцарская знать.

Именно в странах Древнего Востока появились и первые всадники с головы до ног закованные в металлическую броню и точно такой же броней защищавшие своих лошадей - катафракты, а потом и клибанарии. Доспех клибанария был более совершенным и покрывал все тело целиком, а не только наиболее уязвимые части. Доспех лошади также стал сложнее, хотя и легче. Во всяком случае, качественного характера эти отличия не имели.

Бороться с ними воинам Древнего мира было достаточно тяжело. Так, пехотинцы римского полководца Лукулла в битве у Тигранокерта должны были совершить обходной маневр, чтобы напасть на катафрактов сбоку и поражать мечами в незащищенные доспехами части тела. Галльские всадники Публия Красса хватались за пики, чтобы выбросить их из седла, либо пытались подползать коням под брюхо и поражать их мечом в живот. Сброшенные на землю катафракты обычно оказывались добычей пехотинцев.

Об этой слабой стороне катафрактов пишет Вегеций, военный теоретик конца IV в н.э.: «Катафракты вследствие тяжелого вооружения, которое они носят, защищены от ран, но вследствие громоздкости и веса оружия легко попадают в плен: их ловят арканами; против рассеявшихся пехотинцев в сражении они пригоднее, чем против всадников. Однако поставленные впереди легионов или смешанные с легионарной конницей, когда начинается рукопашный бой грудь с грудью, они часто прорывают ряды врагов».

Поэтому эффективно использовать их в бою можно было не поодиночке, а только целыми подразделениями. В зависимости от конкретной задачи и особенностей противника катафракты применяли различные боевые построения. Аланские катафракты любили атаковать клином. Парфяне в битве при Карах выстроились в линию вроде фаланги. Когда они врезались в строй противника, то обычно прорывали его и рассекали надвое, тем самым решая исход сражения.

Столкнувшись с конницей закованных в металл парфянских всадников, а также сарматскими и аланскими катафрактами, римляне поспешили завести подобных всадников и у себя, хотя нередко использовали в этом качестве наемные отряды. Для римской конницы, одетой в обычные для того времени кольчуги и куполовидные шлемы с нащечниками и не имевшей доспехов на руках и ногах, столь тяжело забронированные всадники были, конечно же, не характерны. Тем не менее римляне их использовали как на полях сражений, так и на парадах. Реконструкцию внешнего вида такого всадника осуществлял английский историк Рональд Эмблетон, завершивший работу другого историка — Рассела Робинсона. Как вы видите на нашем рисунке справа (слева для сравнения дан обычный римский всадник в традиционном всадническом вооружении — реконструкция Питера Коннолли) перед нами самый настоящий рыцарь, возможно относящийся к эпохе императора Адриана. На нем шлем с маской-забралом, доспехи из бронзовых полос, соединенных кожаными ремнями, и панцирь из бронзовой чешуи. На ногах бронзовые поножи и набедренники. В левой руке шестиугольный щит с массивным умбоном, вполне возможный, по мнению еще одного британского историка и реконструктора, доспехов и оружия Майкла Симкинса. Конский доспех реконструировался на основании находок в Дура-Европос (город в современном Ираке был одним из восточных форпостов Римской империи), однако он дополнен конской трехстворчатой маской с выпуклыми наглазниками, являвшейся принадлежностью римского конского состязания «хиппика гимнасия». Но если такого рода доспехи использовались «спортсменами», то почему бы им не быть и у элиты римских всадников? Таким образом, это почти уже рыцарь! Вот только считать его таковым все же нельзя, поскольку ни у римлян, ни в Сасанидском Иране, ни у аланов, всадники в то время не имели высокого и прочного седла, а главное — стремян. Удивительно, но отсутствие этих двух простейших на первый взгляд изобретений и не позволило рыцарям появиться в древние времена!

1 — настенный рисунок из Дура-Европос, изображающий парфянского клибанария: (II или первая половина III в. н.э.).

На всаднике пластинчатый доспех. Катафракт носил чешуйчатый панцирь;

2 — римские бронзовые удила II в. н.э.;

3 — железная шпора из Худ Хилл, Британия, Римской либо Каропингской эпохи;

4, 5 — бронзовые набедренники всадника-катафракта тяжеловооруженной римской конницы. Реконструкция Рассела Робинсона (4 — вид снаружи, 5 — вид изнутри);

6 — бронзовый шлем с лицевой маской работы Майкла Симкинса по образцу находки из Ньюстеда, Шотландия (предположительно вторая половина I в. н. э.)

 
     
 

"Рыцарский музей ТМ 1 2007 г." В.О. Шпаковский

 
Hosted by uCoz