Кавалерия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), конница, род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

 

 

Рыцарский музей

Англосаксы и норманны с Байёсского полотна

 
Главная
Рыцарский музей

Судить о том, каким образом снаряжались на битву конные воины XI в., мы можем на основании уникального артефакта - знаменитой «вышивки из Байё», ещё совсем недавно именовавшегося «Байонским ковром», хотя Байё — это в Нормандии, а город Байона — на Юге Франции, и славится он вовсе не своим музеем «Байёсского ковра», а... прекрасной ветчиной! Впрочем, «ковром» эту вышивку называть неправильно, потому, что это именно вышивка, а отнюдь не тканый ковёр или гобелен.
  Просто чудо, что этот памятник столь далекого прошлого не только сохранился, но даже дошёл до нас без особых повреждений. При этом его размеры не могут не протрясать: 75 м в длину при ширине всего лишь 70 см! Вышивка осуществлена шерстяными нитками восьми цветов: три оттенка синих, ярко-зелёный, темно-зелёный, красный, жёлтый и серый. Контуры рисунка выполнены стебельчатым швом, остальные части —-гладью. В раскраске сюжетов наблюдается некоторая причудливость: там фигурируют, например, синий конь и человек с зелеными волосами. Всего на полотне вышито 59 сцен так или иначе связанных с завоеванием Британии нормандцами, причём, скорее всего, их должно быть 60, однако конец полотна немного оборван. О колоссальном объёме работы, который был заложен в эту вышивку, свидетельствует и то, что на ней изображено 626 человеческих фигур, 202 лошади, 55 собак, 505 других животных, 49 деревьев, 37 зданий и 41 корабль! Помимо сугубо банальных эпизодов, на широком бордюре вышиты сцены из Эзоповых басен, показаны картины сельского быта — охота, пахота и целый ряд весьма неприличных изображений, которым здесь вроде бы совсем не место.
  Недаром английский историк Эндрю Бриджфорд считает, что Байёсское полотно не что иное, как своеобразная месть покоренных саксов победившим французам, на котором они, правда в завуалированной форме, но, тем не менее, очень точно воспроизвели реальные события завоевания Британии, а вовсе не то, как это хотели представить сами завоеватели!
  На полотне показано, что отдельные воины держат копья уже вполне по-рыцарски, т.е. зажав их под мышкой, однако большинство все ещё их бросают либо наносят ими удары, удерживая в поднятой руке. По мере того, как копья у нормандцев ломались или терялись, они брались за мечи, в то время как пехотинцы короля Гарольда, выстроив «стену из щитов», бросали в них булавы (некоторые считают, что это были палки с привязанными к ним камнями!), а копья использовали для метания. В рукопашном бою они рубили своих противников мечами и широколезвийными топорами с длинными рукоятками. При этом держали их двумя руками, а кто-то и одной, прикрываясь при этом щитом.
  Что же касается показанных на «полотне» доспехов, то Лилиана и Фред Функены отмечали, что в начале исследователи насчитали восемь типов кольчуг, затем их число свели к трём. Однако англичанин Ф.М. Келли в 1931 г. отверг и эту номенклатуру, посчитав, что все воины на «Байёсской вышивке» одеты в традиционную кольчугу, с чем в настоящее время согласно большинство английских историков.
  По их мнению, завоевавшим в 1066 г. Англию выходцам из Франции вряд ли имело смысл придумывать какие-то другие доспехи из колец, когда к их услугам была проверенная временем кольчуга из колец, скрепленных друг с другом. Другое дело, что из-за особенностей конной схватки одной кольчуге в это время могло быть недостаточно. Недаром на «Байёсской вышивке» и сам герцог Вильгельм и его брат — епископ Одо — имеют на ногах ещё и кольчужные чулки, отсутствующие у большинства всех прочих воинов.
  В то же время металлическая чешуя вполне могла нашиваться на кафтаны, как с той, так и с другой стороны. Почему бы и нет, если такого рода доспехи существовали ещё у воинов каролингской эпохи?
А вот доспехов более надёжных не использовала ни та, не другая сторона. Да в этом и не было особой надобности, поскольку в битве обе стороны использовали не слишком мощный «простой» лук.
  В сценах сражения его можно увидеть в руках у 29 воинов. Однако 23 из этого числа изображены на кайме, чем явно показывается их второстепенная роль, хотя многие всадники на основном поле буквально утыканы стрелами. Конный лучник на полотне всего один. Он не имеет защитного вооружения и держится позади преследующих саксов нормандских рыцарей. И вряд ли это можно считать забывчивостью вышивальщиц: все остальные детали вооружения были вышиты ими весьма тщательно.
Что касается щитов, то основным изображением на них является извилистый четырехконечный крест. Такие щиты в Англии принято называть «змееподобными» — по форме популярного в этой стране воздушного змея. Интересно, что в мирной обстановке, будучи положенными на козлы, такие щиты использовались в качестве стола, отчего, надо думать, их внутренняя поверхность должна была иметь порядком засаленный вид!
  Сёдла с Байёсской вышивки и множества других рисунков сегодня известны в деталях: передняя и задняя луки седла выгнуты наружу и имеют верхушку, закрученную в завиток. Само седло было очень простым. Сиденье состояло из двух-трёх деталей, которые соединялись с луками, имевшими полукруглые вырезы снизу. На некоторые седела подкладыва-лась подушка, закрывавшая жёсткие доски. Стремена были длинными. Ремни стремян пропускались через прорезь и соединялись под седлом, реже прибивали гвоздями. Подпруги также прибивались гвоздями, а их длину регулировали с помощью пряжки. Седло могло дополнительно фиксироваться грудным ремнём и подхвостником, которые иногда украшали металлическими бляшками (особенно широко данный обычай распространился в XII в.). Потник подкладывали под седло, чтобы оно не натирало спину лошади.
Сверху седло накрывали чепраком, который добавлял удобства всаднику. Узда была простой формы и имела подгубную цепочку с мундштуком.
  Сёдла XIII в. имели более вертикальную заднюю луку. Передняя и задняя луки теперь заметно отличались друг от друга. Подхвостник стал использоваться чаще. Иногда большой декоративный чепрак накладывали на седло, выпуская луки через прорези, а сами сёдла расписывали краской.

6. Англо-саксонский воин из дружины короля Гарольда. Реконструкция по изображениям на «вышивке из Байё». Одет в длинную тунику, стёганный гамбезон и кольчужный хауберк с капюшоном и отстёгивающейся лицевой кольчужной маской, обшитой изнутри кожей. Крепилась она, скорее всего, непосредственно за капюшон кольчуги, при помощи крючков, пришитых к её углам. На голове цельнокованый шлем снаносником. Заброшенный за плечи овальный щит держит ремень — гуж. Мечевая перевязь спрятана под кольчугой таким образом, что сбоку (по-видимому, через специальную прорезь) высовывается только рукоятка меча, а большая часть ножен зачем-то прикрыта полой кольчуги. Основное оружие — боевой топор на длинной рукоятке, чтобы можно было удобнее рубить с большим замахом — приём очень эффективный в бою один на один, однако для тесного боевого построения вряд ли удобный

7. Нормандский воин 1066 г. Реконструкция по изображению на «вышивке из Байё». Одет в кольчугу с капюшоном, поверх которой надет стёганный кафтан. Рукава и у кольчуги, и у кафтана доходят всего лишь до локтей. Ноги защиты также не имеют. Шлем крашеный, нормандского образца. Щит в форме «перевёрнутой капли» несет на себе изображение «извилистого креста»

 
     
 

"Рыцарский музей ТМ 5 2007 г." В.О. Шпаковский

 
Hosted by uCoz