Кавалерия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), конница, род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

 

 

Рыцарский музей

Рыцари эпохи кольчуги

 
Главная
Рыцарский музей

Период с 1000 по 1250 г. в трудах английских историков обычно называется «эпохой (или веком) кольчуги», что говорит о массовом распространении именно этого вида защитного снаряжения. Правда, кольчуг этого времени до нас дошло очень мало. Тем не менее можно считать, что кольчуга всадника XI—XII вв. состояла целиком из клёпаных колец, её вес мог достигать 14 кг, а длина с разрезами спереди и сзади — доходить до колен. Не все, но некоторые кольчуги имели имена. В частности, кольчуга короля Гарольда почему-то называлась «Эмма».

В кольчуги были облачены и крестоносцы, которые отправились в Палестину освобождать Иерусалим, а затем в 1187 г. во главе с рыцарем Вальяном де Ибелином отстаивали его от войск султана Саладина, но так и не смогли удержать. Экранная версия тех событий весьма реалистично представлена в кинофильме «Земля обетованная», причём, если внимательно посмотреть на показанные в нём доспехи воинов-христиан, нетрудно убедиться, что силуэт рыцаря XII в. уже значительно отличался от силуэтов всадников с «Байёсского полотна».

Кольчугу теперь всё чаще стали выплетать заодно с капюшоном. Рукава — длинные, нередко с кольчужными рукавицами — муффлерз, хотя обычно только на одну правую руку, с прорезью на ладони, чтобы при необходимости можно было бы освободить из нее кисть. На других кольчужных перчатках для пальцев оставляли отверстия, на что, изучив рисунки «Винчестерской Библии» 1165- 1170 гг., обращают внимание британские историки Д. Эдж и Д. Паддок. Под кольчугу обязательно надевается стёганый кафтан — гамбизон, несколько более длинный, чем сама кольчуга (которая всё равно ещё доходит до колен). Под влиянием моды из-под гамбизона наружу выпускают полы нижнего кафтана, длина которых достигает лодыжек.

Рыцарские щиты XII в. продолжают походить на щиты предшествующего столетия. Однако в конце него форма старых «каплевидных» щитов начинает меняться, и они получают спрямлённую верхнюю часть. Щиты по-прежнему остаются очень длинными, хотя и возникает тенденция к уменьшению их размеров. Форма — плоско-выгнутая, причём были щиты как с умбоном, так и без него. Важно отметить, что поверхность щита теперь всё чаще используется для нанесения геральдических изображений. До наших дней дошли первая и вторая Великие печати короля Англии — Ричарда Львиное Сердце, что, по мнению Д. Николя, позволяет реконструировать облик рыцаря XII в. без особого труда.

Шлемы в это время всё ещё продолжали раскрашивать, но и сама фигура рыцаря стала более яркой и красочной, хотя цвет металла кольчуги по-прежнему оставался в доспехах доминирующим.

Однако именно в это же время «голые кольчуги» стали понемногу исчезать, т.к. европейцы в ходе крестовых походов переняли у мусульман обычай носить защитное оружие под одеждой из ткани. На рисунках «Винчестерской Библии» присутствуют изображения воинов в кафтанах, которые по-французски именовались «сюрко» (или «сюркот», если следовать нормам англоязычной лексики). Обычно это была длиннополая одежда с разрезами спереди и сзади, а также длинными рукавами.

В описании Анаута Гуилхема Мар- шана, сделанном им в 1170 г., рыцарское снаряжение уже выглядело так: «Имей хорошего коня, чтобы он мог быстро бежать и нести тебя и твоё оружие. Приготовь свои доспехи, копьё, меч и хауберк, а также сюрко. Конь должен быть хорошо выезжен, а когда сделаешь это, — положи на него доброе седло и узду и по-настоящему хорошие доспехи (!), чтобы ничего не было упущено. Попона коня должна иметь такую же эмблему, что и седло, и быть такого же цвета, что твой щит и вымпел (пеннон) на конце копья. А ещё тебе понадобится конь, чтобы везти твой двойной(!) хауберк и твое оружие...» — т.е. в данном случае речь идет о двухслойной кольчуге с капюшоном!

В XIII в. сюрко приобретает особую популярность, хотя и утрачивает рукава. Несмотря на то, что его функциональное значение вполне очевидно, Д. Эдж и Д. Паддок считают столь широкое распространение покрывающей кольчугу одежды не вполне объяснимым. Может быть, это была дань моде или способ выделиться богатством и качеством ткани, но возможно сюрко стали носить, чтобы было куда пришить крест — символ крестоносного движения — так как на «голой кольчуге» его крепление не могло не вызывать определённых сложностей. Основным средством удара на расстоянии в XII в. оставалось копьё, длиной 3-3,7 м с древком из ясеня, а на более близкой дистанции использовались меч, топор, булава. Кинжалы длиной 20-25 см чаще всего представляли собой мечи в миниатюре с несколько уменьшенным в размерах перекрытием, однако мода на их ношение на рыцарском поясе справа в это время ещё не пришла.

1 — шлем сервилъер из кожаной основы и металлических полос;

2 — куполовидный шлем 1190 г. с наносником, закрывающим нос и рот (2а — вид этого же шлема изнутри);

3 — возможный вариант раскраски шлема короля Ричарда Львиное Сердце;

4 — простейший «шлем-таблетка» с кольчужным прикрытием для лица 1200 г.;

5 — шлем-таблетка этого же времени, но уже с металлической маской с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания;

6 — шлем рыцаря-менестреля Вольфрама Фон Эшенбаха, 1200 г.

7 — щит шотландского рыцаря 1190 г. (1а — вид этого же щита изнутри);

8 — щит короля Ричарда Львиное Сердце с двумя львами;

9 — щит короля Ричарда по изображению одной из его печатей;

10 — облачение рыцаря XII в. в доспехи: на его голове уже надет стёганый чепец-подшлемник, в то время как слуга подвязывает ему на ногу кольчужные чулки-шоссы. Обратите внимание, что они защищают ноги только спереди;

10а — тот же рыцарь в стёганом гамбизоне, поверх которого будет надета кольчуга;

11 — полностью снаряжённый для битвы шотландский рыцарь 1190 г. из рода Мак-Лакханов (о чём говорят цвета его длиннополой коты, виднеющейся из-под кольчуги и гамбизона). Кольчужные чулки (11а) либо отсутствуют, либо поверх них он носит шоссы из ткани

 
     
 

"Рыцарский музей ТМ 6 2007 г." В.О. Шпаковский

 
Hosted by uCoz