Кавалерия (фр. cavalerie, итал. cavaleria, от лат. caballus — конь), конница, род войск, в котором для ведения боевых действий и передвижения использовалась верховая лошадь.

 

 

Рыцарский музей

Рыцари и гербы

 
Главная
Рыцарский музей

Считается, что гербы на щитах у рыцарей появились в XII в., чтобы отличить одного рыцаря от другого, причём аналогичную функцию выполняли и многочисленные его аксессуары, и прочие знаки отличия. Данную роль гербы, безусловно, выполняли, но одновременно стали одним из показателей средневекового менталитета и его отражением.

Всем известно, что представляет собой герб, — это цветная эмблема, обычно на щите, принадлежащая отдельному лицу, семье или обществу (союз, орден и т.п.). Однако, вопреки распространённому мнению, гербы никогда не были достоянием одного только рыцарства и серьёзным образом отличались от символических изображений античности. Считается, что самое древнее происхождение имеет герб Жоффруа Плантагенета, будущего графа Анжуйского: голубой щит с шестью золотыми львами. Согласно оспариваемой сегодня версии, Жоффруа Плантагенет получил его в 1127 г. от своего тестя, короля Англии Генриха I, по случаю женитьбы на его дочери Матильде, вдове императора Генриха V. Как бы то ни было, но во второй четверти XVII в. гербы появились в различных областях Западной Европы: в Анжу, Нормандии, Пикардии, Иль-де-Франсе, Южной Англии и в долине Рейна. После 1150 г. гербы распространяются не только в географическом, но и в социальном отношении. Если на первых порах ими пользовались только военачальники, то со временем их приняли их вассалы и вассалы их вассалов, так что к началу XIII в. гербами оказалось снабжено уже всё среднее и мелкое дворянство. Гербы настолько вошли в моду, что постепенно их стали присваивать себе женщины (ещё до 1156 г.), города (начиная с 1190 г.), клирики (примерно с 1200 г.), бюргеры (примерно с 1225 г.) и даже крестьяне (начиная с 1234 г.). Скорее всего, их появление было связано с развитием военного снаряжения и, в первую очередь, — шлема.

Когда в начале XII в. воины сделались трудноузнаваемыми в своих доспехах, у них появилась привычка использовать щиты с отличительными знаками, сначала непостоянными и меняющимися по воле их фантазии, а затем всё более стабильными и возможно так и превратившимися в герб. Для составления гербов заимствовали у знамён — цвета и геометрическое деление, у печатей (уже обладавших наследственным характером) — набор изображений (животные, растения, предметы), у щитов — форму. Таким образом, гербы стали результатом слияния в единую систему различных ранее существовавших символов. Наследственное употребление гербов сначала шло очень медленно.

Во времена правления Людовика Святого (1226 — 1270) у многих сыновей щиты коренным образом отличались от тех, что принадлежали их отцам. Правила составления герба также установились лишь с середины XIII в. Только одно из них соблюдалось с самого момента возникновения, возможно, потому, что заимствовалось из правил составления знамён. Оно предписывало порядок расположения цветов (эмалей) и запрещало класть «металл на металл и цвет на цвет». Считалось неправильным также располагать золото рядом с серебром, красный цвет рядом с лазурью, чёрный с зелёным и т.д. Было принято, что жёлтый и белый цвета обозначали «металлы» — золото (ор) и серебро (аржент), а другие цвета представляли собой «эмали»: алая (тюльз), чернь (траур или сабль — от слова соболь) — чёрная, зелёная (верт), лазурь — голубая, пурпур — пурпурная. Последний цвет на гербах мог быть самым разным — лиловым, тёмно-синим, фиолетовым.

Кроме цветов или эмалей, в геральдике использовались геральдические меха: горностаевый и беличий. Горностаевый мех изображался в виде чёрных хвостиков (как на королевской мантии) на серебряном поле, а беличий — серебряными и лазоревыми языками («шапочками»), которые на гербе могли располагаться остриями и вверх и вниз. В последнем случае мех называется «опрокинутым ». Символика герба была вначале примитивной: лев обозначал силу, ягнёнок — невинность, кабан храбрость, крест — христианские добродетели. Набор изображений, сначала ограниченный всего лишь несколькими животными (лев, орёл, медведь, олень, кабан, волк, ворон) и несколькими геометрическими фигурами, со временем сделался настолько разнообразным, что на гербах можно было встретить уже не только предметы военного снаряжения (щиты, мечи, кольчуги), но и бытовые вещи: мебель и одежду, печати, монеты, верхнее и нижнее платье, различного рода домашнюю утварь и орудия труда. С начала XIII в. у литературных героев появляются гербы, похожие на те, что существовали в действительности.

Авторы приписывают королю Артуру лазурный щит с тремя золотыми коронами, Ланселоту — серебряный щит с тремя красными полосами, а доблестному Галахаду — серебряный щит с красным крестом, напоминавший знамёна первых рыцарей-христиан, отправлявшихся в Святую землю. Очень скоро рыцарский герб перекочевал со щита на одежду рыцаря, а также на вымпел на конце его копья. Вначале цветной рисунок герба просто «впечатывали» в ткань налат- ника, используя для этого специальные резные формы-печати. Такой способ нанесения краски так и назывался: батюр, что значит «набивка». Позднее гербовые знаки стали вышивать золотом и серебром с примесы шёлковых ниток.

Ещё одно правило средневековой геральдики не худо бы знать и современным художникам-рекламис изображённая фигура животного должна была быть всегда обращена справа налево, чтобы казаться «наступающей », а не «убегающей от врага».

В центре — фигура французского рыцаря 1255 г. В основу реконструкции положено его изображение на витраже в окне Шартрского собора во Франции, воспроизводящее внешний вид воинов короля Людовика IX Святого в 1255 г. На нём кольчужный хауберк с надетым поверх него белым сюрко. Шлем имеет форму «таблетки» с прикреплённой к нему маской с прорезями для глаз и отверстиями для дыхания — так называемый «ранний большой шлем». Ноги защищают кольчужные чулки — шоссы, поверх которых надеты короткие, до колен, стёганые рейтузы — къюссес. К ним на колени пришиты металлические выпуклые наколенники поулены. Роль подшлемника выполняет полотняный чепец-кале с пришитым к нему валиком, обычно плотно набитым шерстью.

Конь всадника покрыт капаризоном — конской попоной, рисунок которой в данном случае полностью совпадает с тем гербом, что изображён на его щите.

Обратите внимание, насколько строго соблюдается изображение «лоскутного пояса», нашитого на капари- зоне: пять зубцов на щите и ровно столько же на попоне.

И, несмотря на то, само деление щита на капаризоне повторяется дважды! Справа стоит — рыцарь середины XII в. в длиннополом геральдическом сюрко «мипарти» (т.е. «двух цветов»), являющегося наглядным показателем его высокого статуса. Но поскольку в столь длинной палатной одежде ходить по земле было крайне неудобно, в моду вскоре вошли укороченные сюрко с полами до колен.

 
     
 

"Рыцарский музей ТМ 6 2007 г." В.О. Шпаковский

 
Hosted by uCoz